Сайт: vakulamusic.ru

 

- Настя, как ты пришла к музыке?

- В 7 лет меня записали в музыкальную школу. Мне с первого дня там понравилось! Учительница по фортепиано давала не только произведения и задания по программе, но и по душе. Мы играли музыку из мультфильмов, легкие джазовые пьесы. Это было великолепно! А во втором классе, идя по коридору на урок, я услышала звуки аккордеона за стенкой. И попросила меня записать на второй инструмент. Говорили, что нельзя объединять обучение на этих двух инструментах, потому что постановка рук разная. Но у меня было такое сильное желание научиться! Хотя признаюсь, что временами я ленилась и учила всю программу за неделю до экзамена. Особенно в тёплое время года, когда я видела в окно своих друзей, играющих во дворе, мне хотелось к ним, а не учить Баха для экзамена. Но мама умела меня заставить сесть за инструмент. Она не музыкант, но по возможности старалась быть рядом, не смотря на работу: ходила первые три года со мной на сольфеджио и вела свою тетрадь, где рисовала нотки. Каждый раз, когда я занималась, она садилась и слушала, комментируя записи педагога из дневника. Так пролетели 7  лет, и я закончила музыкальную школу по двум специальностям (фортепиано и аккордеон) на отлично.

П.с. хотя всё детство хотела научиться играть на саксофоне, но мама думала, что в нашем городе не преподают его. Но это совсем другая история)

 

- Что делать, если ребенок любит музыку, но ленится заниматься. Стоит ли заставлять?

- Нужно внимательно посмотреть в чём именно лень: может ребёнку не нравится вообще музыка, а нравится рисование или спорт. Может ему лень собирать и подготавливать инструмент к игре, как нужно делать с духовыми. Может не нравится репертуар, в музыкалке - классика, а хочется гравити фолс, фиксики или то, что крутят по радио. А может ему разонравился звук инструмента. Был у меня один случай: девочка занималась на флейте 2 года и всё хорошо получалось, но с какого-то периода мы с мамой начали замечать, что ребёнок совсем перестал заниматься дома. Мы встретились втроём и всё обсудили. В разговоре выяснилось, что девочке разонравился звук флейты, слишком громко звучали высокие ноты и она не могла их слушать. Я предложила не бросать обучение, а перейти на саксофон. За 3 года мы научились играть и закончили музыкальную школу. Поэтому считаю, что нужно сначала выяснить «причину» лени.

-  Я знаю людей, которым уже за 40, им хотелось бы уметь играть на музыкальном инструменте, но считают, что момент упущен, обучаемость уже не та, что в детстве; это стоит вложений: покупка инструмента, уроки с педагогом, аренда студии. Что ты скажешь таким людям?

- Как в любом деле: глаза боятся, а руки делают. Стоит только начать! Люблю работать со взрослыми, потому что результаты приходят быстрее. У тех, кто действительно хочет научиться играть. Каждому ученику я подбираю его репертуар. Кто-то хочет играть классику – хорошо. А кто-то рок. Я пишу ноты любимых песен, пишу их так, чтобы было удобно играть на определенном уровне владения инструмента. То есть, если ты начинающий, необязательно играть «В траве сидел кузнечик». Можно научиться играть песни Элвиса Пресли, Фрэнка Синатра или Битлз. Самое главное здесь: выделить время на занятия. Всё.

- В чём твоё преимущество перед занятиями в муз школе и перед другими педагогами?

- Бывает так, что ученик (пусть то ребёнок или взрослый ребёнок))) ещё не определился, на каком инструменте хочет играть. Или ему врач посоветовал начать играть на духовых, чтобы укрепить лёгкие. На первое занятие у меня есть возможность привезти: блокфлейту, флейту, венову, саксофон сопрано, саксофон альт, саксофон тенор. Ученику я демонстрирую, как звучат инструменты, а потом он пробует играть на всех, понимает сам, что ему ближе. Так же многие взрослые, в силу своей занятости, не хотят учить ноты сразу. Ведь они пришли научиться играть! Поэтому я специально подготавливаю ноты для каждого (иногда это буквы вместо нот) и их прочтение не мешает игре. А со временем ученики подтягивают и эту тему (нотную грамотность).

Ещё важная часть моего обучения. Раз в 3-4 месяца мы с учениками проводим музыкальные вечеринки. Причём есть детская версия и взрослая. Снимаем студию на 3 часа (с улицы, посторонний, никто к нам не зайдёт), накрываем стол с вкусняшками, играем красивые песни и общаемся. Так мы понимаем, что мы не просто учимся, а становимся исполнителями! Ведь мелодии мы играем под аккомпанемент, с микрофоном. Невероятный стимул учиться и развиваться. Чтобы от встречи к встрече играть всё лучше и лучше.

- Мне довелось слышать, как ты проводишь занятия. И это… очень воодушевляет, с такой любовью к ученику, с трепетом к музыкальному материалу. И сам подход. Я была восхищена таким мастерством и подумала о том, что такому не учат на педагогических факультетах, иначе с такими учителями все бы горели желанием обучаться разным наукам. Думаю, что становишься для своих учеников не только музыкальным учителем, но и примером душевности, человечности. Ты чувствуешь, что меняешь жизни людей?

- Мне хочется в это верить! Так как творчество и искусство развивает мышление, люди начинают по-другому мыслить, видеть мир с его красотой.

 Я всегда любила музыку и не искала себя в другом. С детства знала, чем я хочу заниматься.

Мне повезло. На моём пути встретились такие педагоги, от которых я загорелась этой любовью! Что в школе, в колледже и институте. Теперь я хочу передать эту любовь дальше!

 

- Существует ли для тебя понятие «лень»?

- Лень… Да, лень или нежелание что-то делать в определённый момент. Я обычно пытаюсь понять, почему не хочу. Может потому что устала или потому что хочу это сделать позже. Или бывает большое какое-то задание и делать его в «один присест» тяжело. Но всё решается)

 

- Как ты любишь проводить свободное время?

- Люблю играть на саксофоне, как ни странно. Гулять на свежем воздухе, кататься на велосипеде, встречаться с друзьями и делиться новостями. Смотреть красивое и мотивирующее кино. Или просто покататься по городу на машине. А также люблю что-то делать своими руками – собрать шкаф, починить кран, спилить дерево, починить флейту или саксофон. Иногда сплю больше 8 часов (смеюсь).

 

- Если посмотреть твой плей-лист в соц сетях и репертуар артиста на мероприятия, то там композиции разных направлений: «На лабутенах», «Дельтаплан», Glenn Miller, Frank Sinatra, Queen, «Любовь, похожая на сон»…. Что ты любишь слушать для души, а что исполнять? Есть ли разница?

- Я меломан. Мне нравится разная музыка. Чаще для души слушаю пластинки с джазом 40-х годов. А в машине радио Монте-Карло, радио Джаз. Каждый музыкант имеет право выбора – какую музыку исполнять. Я выбираю песни сердцем, что мне откликается. Потому что я не просто играю её на выступлении, я её проживаю. Вкладывая свои чувства. Поэтому песни некоторых музыкантов вы никогда не услышите в моём исполнении.

 

- В мае 2022 у одного из твоих обучающих видео на Ютубе «Гарри Поттер» количество просмотров – 100 тысяч. Знаю, что в твоём случае, такая деятельность не приносит доход, однако затраты по времени для создания и выпуска ролика приличные, то есть - не дело на 15 минут. Что значит для тебя этот Ютуб-канал, зачем он тебе?

- Родители учеников часто мне писали и спрашивали, а как исполняется это произведение?

А как проверить ребёнка дома, если мы не знаем, как должно звучать. И ведь правда. Во многих школах родителям запрещено присутствовать на уроке. А ученик часто придя домой забывает, что ему говорили и показывали.  Особенно в младшем возрасте. Получается замкнутый круг. Тогда мне пришла мысль, что таких родителей много и им нужна помощь. Это был 2018 год. На Ютубе было мало обучающих видео. И я решила, что нужно заполнить этот пробел. Стала записывать пьесы, которые дают в школах. А потом поняла, что эта тема интересна не только детям, но и взрослым, которые начали обучаться игре на блокфлейте. И стала записывать мелодии из фильмов, мультфильмов и хиты разных лет. Конечно это колоссальный труд – на запись и монтирование 5 минутного урока у меня уходит по 3 часа. Написать ноты в программе, поставить свет, сделать макияж, отснять несколько дублей и всё свести на компьютере. Тяжело. Но когда я читаю комментарии, со словами благодарности, то понимаю, что всё это не зря

-Какое из своих достижений в жизни считаешь самым главным?

- А такого нет. Я люблю ставить цели и добиваться их. Каждый раз развиваясь и работая над собой. Ведь движение – это жизнь!

 

-Если бы ты могла приобрести способность супергероя, что бы ты выбрала и как использовала?

- Ха! Избавить людей от страха: сценического страха, страха сделать что-то не так, страха что-то попробовать или начать. Страх – это незнание чего-то. Я учу людей любить музыку и не бояться идти к цели своим примером! Может я уже супергерой?)))

Автор: Анисимова Ольга, 2022

Анастасия Вакула. Музыкант, артист. Педагог высшей категории.

Интервью

с интересными людьми