г. Москва (родной г. Бугульма). ВТУ им. М. С. Щепкина, курс Б.В. Клюева.

 

- Ваня, прежде чем выбрать мастерство актёра, как творческий жизненный путь, ты учился на архитектора. Как пришло решение сменить сферу деятельности?

- Если точнее, то я инженер-строитель. Желание быть актёром было всегда. Но тогда в конце 11 класса это казалось несбыточной мечтой, увлечением, которое не гарантирует мне надёжного будущего. Казалось, что можно оставить актёрство на уровне хобби (так же, как живопись) и не делать из него свою профессию. Вместе с родителями я выбрал хорошую, перспективную, высокооплачиваемую специальность. Я поступил в МГСУ на факультете ПГС, на бюджет и честно отучился 5 лет. Не скажу, что учёба в техническом ВУЗе, мне, с гуманитарными способностями, была легка и приятна. Скорее наоборот. Единственное, что радовало душу – организованная мною театральная студия МГСУ, где мы поставили три полноценных спектакля, два из которых я сам режиссировал (это «Очень простая история» М. Ладо и «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика), а третий спектакль («Шутки» Чехова) поставил уже профессиональный режиссер - заслуженный работник культуры РФ Ю. Ф. Морозов, с которым волей судеб меня свела жизнь. Мы называли эту студию «Театр Дилетантов» и

действительно сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, какие эти первые спектакли были, несмотря на положительную критику и успех, дилетантскими. Однако я с большой теплотой вспоминаю тот период моей жизни и тех замечательных, талантливых, увлечённых ребят-студийцев, которые подарили мне светлые, осмысленные моменты в нелёгком постижении инженерной специальности. С каждым курсом я понимал, что жестоко ошибся с выбором профессии, но бросать было поздно и глупо. Пообещав родителям закончить МГСУ, я уже параллельно с написанием и защитой своего диплома ходил на прослушивания и отборочные туры во все главные театральные ВУЗы Москвы. На данный момент это было самое нервно напряженное время в моей жизни. Как вспомню, так вздрогну! Тем не менее, удалось и диплом защитить на 4-ку и в знаменитую Щепку поступить, где и учусь сейчас на 4 курсе! Правильно ли я поступил? С точки зрения холодной рациональности – нет! Имея востребованную хорошо оплачиваемую специальность, променять её на весьма зыбкие перспективы! Я сумасшедший! Но по-другому не могу. Лучше делать то, что любишь, и пусть будет, что будет. Жизнь всё расставит по местам. Извините за пафос…

 

- Что для тебя актёрское мастерство?

- Рассуждать на эту тему с точки зрения ремесла – не хочу. Если же говорить об актёрском мастерстве как о «миссии», то боюсь опять удариться в пафос, поэтому лучше обращусь к классикам. Н. В. Гоголь писал: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь… Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Театр, а сегодня – и телевиденье и кино являются «воспитателями», формирующими культуру и мировоззрение своих зрителей. Телевидение и кино в силу своей «массовости» даже в большей степени, чем театр, который на

сегодняшний день представляет собой довольно элитарное искусство, и сравнивать процент посещающих театр с процентом смотрящих телевизор смешно.

   На эту тему вспоминается весьма не глупый фильм «Человек с бульвара Капуцинов» Аллы Суриковой. При всей его развлекательной комедийности в нём заложен очень не глупый смысл. Вспомним сюжет: Мистер Фёрст (first — первый) — миссионер от кино с манерами истинного джентльмена — едет в один из захолустных городков на

Диком Западе, с целью открыть там немой кинотеатр. Основные развлечения жителей городка — пьянство, разврат и мордобой.Доехав до места назначения и познакомившись с местными нравами, Фёрст, однако, не теряет веры в то, что синематограф способен перевоспитать этих людей; и действительно, его сеансы поначалу творят чудеса.Бандиты и беспробудные пьяницы, под впечатлением увиденных на экране комедий и мелодрам, перерождаются и начинают новую жизнь: бросают пить, учатся этикету и пытаются стать джентльменами. Фёрст временно уезжает из городка за свадебными подарками. Когда он возвращается, то обнаруживает, что его место успел занять приехавший в городок делец мистер Сэконд (second — второй) с новым комплектом кинолент. Он показывает зрителям низкопробные боевики, изобилующие насилием и кровью, и аудитория быстро погружается обратно в атмосферу драк, разврата и пьянства, поддерживаемую теперь с помощью кино, которому ковбои привыкли доверять. Очень метафорична одна из последних сцен, когда пьяные ковбои дерутся и пляшут запутавшись, как в чёрной паутине в выпотрошенной киноплёнке, а мистер Секонд надевает значок шерифа с портрета. Теперь его власть и закон!

   Вот и получается, что кино и телевиденье – это только «орудие» и всё зависит от того, кто «вращает ручку проектора». Также и в Театре – всё зависит от того, кто выходит на сцену и зачем. Лев Толстой писал по этому поводу : "Хороший актер может, как мне представляется, прекрасно сыграть самые глупые вещи и тем усилить их вредное влияние". Это очень важный вопрос об ответственности актера (и вообще Художника) за своё творчество.

 

- Как ты видишь свое дальнейшее развитие в профессии?

- Надеюсь на лучшее! Хорошо бы поступить в хороший театр, работать с хорошими режиссёрами, которые помогали бы расти в профессиональном плане, и в кино сниматься было бы замечательно! Но загадывать не будем. Несмотря ни на что, буду копить свой «багаж» опыта и мастерства. Там видно будет!

 

- Одно из твоих увлечений – живопись. Работаешь в разных жанрах, используя разные техники. Какое направление тебе ближе всего?

- Да, я закончил с отличием художественную школу в своём родном городе Бугульме по классу живописи и графики. Преклоняюсь перед мастерами Возрождения, восхищаюсь Передвижниками и наслаждаюсь импрессионистами. Список фамилий художников тут был бы огромным! Сам же я больше всего люблю писать пейзажи в духе Поленова и Левитана. Природа для меня - бездонный источник радости и вдохновения! Правда, последнее время я всё реже могу позволить себе «живописить» для души. Всё больше по производственной необходимости.

 

 

- Что для тебя Счастье?

- Еще несколько столетий назад мудрецы утверждали, что человека счастливым делает согласие с самими собой и ощущение полной гармонии. Творчество, в увлечения, работа, возможность реализовывать свои способности, здоровье своё и близких, семья, любовь – вот составляющие моего счастья. И не нужно искать счастье где-то, стоит лишь посмотреть на свою жизнь, в ней обязательно есть то, чего достаточно для ощущения счастья.

 

Автор: Анисимова Ольга

Иван Арнгольд. Актёр. Художник.

Интервью

с интересными людьми